Белая дача откажется от услуг ненадежных фермеров

Через год компания будет закупать у поставщиков меньше половины салатов. Aгрохолдинг оставит только наиболее благонадежных поставщиков.



Агрохолдинг Белая дача меняет стратегию. Сейчас весь салат российского производства, который компания продает, для нее по заказу выращивают фермеры. После 2016 г. она намерена на 50–70% обеспечивать себя салатной продукцией собственного производства, заявил на конференции «Агрохолдинги России» гендиректор «Белая дача трейдинг» Антон Семенов. Так, из 35 фермеров, с которыми сотрудничала Белая дача на начало 2015 г., компания уже рассталась примерно с пятой частью, подсчитал Семенов, в 2016 г. «под сокращение» попадут еще 15–20% партнеров. В итоге агрохолдинг оставит только наиболее благонадежных поставщиков, пообещал Семенов. Об изменениях в отношениях Белой дачи со своими партнерами знает президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев.




Причина таких изменений – продуктовое эмбарго, которое Россия ввела в отношении продукции из ряда западных стран как ответные меры на санкции против российских чиновников, компаний и бизнесменов (см. также врез). Примерно половина поставщиков салатов Белой дачи тогда сорвала существовавшие прежде договоренности, рассказывал в интервью «Ведомостям» основатель агрохолдинга Виктор Семенов: одни продали урожай конкурентам, другие – кратно подняли цены. Агрохолдинг тогда вышел из ситуации, поставив несколько фур салата из Турции, но «осадок остался», вспоминал тогда Семенов-старший. По словам Антона Семенова, поставки от неблагонадежных поставщиков, с которыми Белая дача разорвала отношения, пока замещают лояльные партнеры – они согласились увеличить отгрузки, – а также несколько новых.




Прежде Белая дача, напротив, придерживалась стратегии аутсорсинга: около пяти лет назад компания ввела программу обучения фермеров и обеспечения их посадочным материалом, техникой и семенами. Они полностью обеспечивают потребности компании в летний период. Белая дача не раскрывает, сколько ежегодно закупает продукции у внешних партнеров.Необходимость в большей мере рассчитывать на себя заставила Белую дачу пересмотреть параметры строящегося тепличного комплекса в Кисловодске, запуск которого намечен на конец 2016 г.: агрохолдинг увеличил в 3,5 раза его площадь – до 7 га. Комплекс будет круглогодичным и обеспечит компанию 2200 т продукции. Салат «айсберг», плохо растущий в тепличных условиях, Белая дача летом будет выращивать в Ярославской области: компания уже купила 500 га земли возле озера Неро, говорит Семенов-младший. Весной 2016 г. здесь Белая дача намерена в первый раз посадить салат, а также картофель, морковь, свеклу.




Рынок резаных салатов фактически формировался Белой дачей, говорит Королев из Национального союза производителей овощей: в крупных городах, где сконцентрированы основные потребители агрохолдинга, у нее 70% этого рынка. Поэтому фермерам, от чьих услуг компания отказалась, остается перепрофилироваться на выращивание так называемого борщевого набора: картошки, морковки, свеклы, считает эксперт. В этом случае маржинальность фермерского бизнеса, по данным Королева, снизится до 15–17% с прежних 25–30%.




Эмбарго заставило



Белая дача – не единственная компания, которая вынуждена была пересмотреть свою стратегию развития из-за продуктового эмбарго. Например, шведская компания с российскими активами Black Earth Farming приобрела в этом году калининградского производителя семенного картофеля (до запрета она закупала его в Европе), чтобы выстроить вертикальную цепочку производства картофеля и не зависеть от запретов российских регуляторов.



Источник